Формы и виды проведения кружка

В отличие от уроков работа в кружке по русскому языку или литературе характеризуется многообразием форм и видов.

Выделяются следующие формы проведения кружка:

- по способу подачи языкового материала — устные и письменные;

- по частоте проведения — систематические (постоянные) и эпизодические (разовые);

- по количеству участников — индивидуальные, групповые, массовые.

Каждая из указанных форм проведения кружка имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.

Во внеклассной работе по русскому языку или литературе преобладают, особенно с детьми младшего возраста, устные формы, что объясняется оперативностью устной речи и задачей развития в первую очередь устной речи.

На примере кружка журналистов отметим, что занятия проходили систематично и в групповой форме. Хотя приходилось заниматься и в устной форме индивидуально с детьми младшего возраста, нежели основная масса. Нами было отмечено, что к одной из самых эффективных письменных форм в работе кружка с детьми старшего возраста по русскому языку или литературы относится, например, стенгазета, которая вывешивается на видном месте, и становится достоянием учащихся. Другой не менее эффективной формой является письменные творческие задания – групповые или индивидуальные. В кружке журналистов эти задания занимали особенное место, потому что лучшие из них (статьи, рецензии, интервью, репортажи, и т. д.) как раз и фиксировались в стенгазете. Попадание в стенгазету, «на доску почёта», являлось огромным стимулом к участию в кружке.

ВЫВОД ПО

I

ГЛАВЕ

Кружок как форма проведения внеклассного занятия дает учителю возможность применять самые разнообразные средства и формы работы для совершенствования русской речи учащихся в условиях естественной коммуникации, так как при проведении занятий во внеурочное время создаются реальные ситуации общения, полнее раскрываются творческие возможности детей.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует споры, порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным учащимся или группе в целом.

При правильной организации кружка возможны положительные результаты, в том числе появится заинтересованность в предмете, любовь к литературе, откроет или разовьёт творческие способности ребёнка, а, может быть, и предопределит будущую профессию ученика, что позволит ему своевременно начать углублённое изучение предмета.

Одним из важных условий успешной работы в группах является организация рабочего места каждой группы. Для выполнения заданий в группах часто необходим определенный набор принадлежностей, например, маркеры и бумага для подготовки презентаций и т.д. Учитель должен позаботиться об этом заранее и, возможно, каждый раз назначать себе в помощники разные группы учащихся для организации класса для работы в группах.

Задача учителя объяснить учащимся, что работа в группе - не развлечение в учебное время, это полноправная форма работы на уроке, правильное использование которой приводит к достижению определенных учебных и воспитательных целей. Поэтому учитель обязан сделать все возможное, чтобы ученики прониклись пониманием того, что они учатся сотрудничать и повышают свой уровень знаний. Для педагогики в XXI веке характерен пере­ход к таким моделям обучения, которые ставят ученика в активную позицию. Учебный процесс стро­ится как поисковая, исследова­тельская деятельность, в ходе ко­торой происходит обмен мнения­ми, разворачиваются дискуссии

Одна из педагогических технологий – групповой способ обучения - всё чаще и чаще используется в средней школе. Возможность применять несколько форм обучения - групповую, парную и индивидуальную – позволила учителям творчески подойти к составлению целых тематических циклов программы, организовать нетрадиционные уроки. Творческая самореализация учащихся и воспитанников происходит через индивидуальные и групповые занятия учеников школы в различных кружках, секциях, факультативах, как на базе школы, так и вне ее.

Перейти на страницу: 1 2 3 4