Воспитание как общественное явление

Глядя на младенца, взрослый, сообразно со своими личными свойствами, думает разные думы, переживает разные волнения. Иного охватывает сильное чувство жалости: младенец так беспомощен, так зависим от всего и всех, так бессилен, что без сторонних забот и покровительства не может просуществовать и суток. Другой восторгается дитятей с эстетической точки зрения: какие округлые формы, какие мягкие линии, какие ясные глазки, какая привлекательная улыбка! Эмбриолог и биолог видят в новорожденном результат довольно долгого предшествующего развития и начало нового периода в его жизни. Мать отыскивает в младенце сходство с собою или его родителем. Словом, каждый смотрит на дитя со своей особой точки зрения.

Исследователь, желающий серьезно и обстоятельно изучить детство, задается целым рядом вопросов при виде новорожденного младенца: что это за существо, как вообще представлять детскую природу: простая она или сложная? Совершенная или не совершенная? Долговременная культурная жизнь человечества отразилась на детской природе или нет? Что дали этому дитяти его предки?

По этим вопросам родителям, педагогам врачам и всем тем, имеющим какие-либо воспитательные отношения к детям, нужно составить определенное мнение, потому что от такого или иного решения поставленных вопросов зависит характер отношений взрослого к ребенку.

Предположим, что детская природа совершенна. Тогда родителям и педагогам самое главное при воспитании детей - присматриваться к детской природе и повиноваться ее указаниям. Она совершенна, исправлять в ней нечего, она ошибаться не может в своих естественных запросах и влечениях. Дитяти нужно предоставить полную свободу во всем, принуждение в каком-либо виде - величайшее зло, оно будет совершенно неуместно и неразумно. При предположении о совершенстве детской природы воспитатели и родители отодвигаются при воспитании на второй план; на первом - дитя с его безукоризненными свойствами. Куда оно идет, туда должны идти родители и воспитатели; внимай природе и повинуйся ей - вот при таком взгляде высшая задача взрослому в его отношениях к ребенку.

Совсем иное дело, если мы допустим, как правильное, противоположное предположение и признаем детскую природу несовершенной, с недостатками. Тогда несовершенства нужно будет исправлять разумными воспитательными мерами и заменять совершенствами, тогда нужно будет вести борьбу с недостатками детской природы, вследствие чего взрослые получат при воспитании преобладающее положение, будут руководить всем делом, направлять его. Как предоставить детям свободу, когда они в силу своего природного несовершенства не могут разумно ею пользоваться и легко могут употребить ее во вред себе и другим?

Таким образом, как только родитель и воспитатель станет на сторону того или другого взгляда на детскую природу, так он сейчас же должен все свои отношения к ребенку определить в духе и характере этого взгляда. Положение ребенка сразу же изменится: то полная ему воля, то обуздание и исправление. А на сторону какого взгляда стать? Где истина? Жаль стеснять дитя, но еще более жаль существенно повредить ему ложной воспитательной системой. Что говорят по этому вопросу психология и педагогия? Как они учат относительно детской природы?

Психология и педагогия дают следующие два ответа на поставленные вопросы:

1) детская природа по своему существу неопределенна, безразлична, ни хороша, ни худа, она совершенно одинакова у всех детей; все различия, замечаемые у людей, производятся опытом;

2) детская природа определенна с первого дня рождения ребенка, но эта определенность может быть понимаема различно: а) как наличность качественно определенных врожденных способностей и идей: б) как духовное совершенство и красота детей; в) как несовершенство и даже испорченность детской природы. Соответственно этим ответам есть четыре теории о детской природе:

1) теория безразличия;

2) теория врожденных способностей и идей;

3) теория совершенства;

4) теория несовершенства.

Подвергнем критическому рассмотрению указанные теории о детской природе.