Значение театральных занятий в развитии школьников на примере театра-студии «Шанс» Полянской школы-интерната

Упражнение 4. «Фигуры перестановок».

Потренируем перемену положения стульев в определённом порядке. По определённому счёту происходит превращение полукруга в различные фигуры: треугольник, прямоугольник, овал, квадрат, восьмёрку, лесенку. В каждом из таких превращений надо добиваться точного распределения движения во времени. По счёту, например, «пять» овал превращается в квадрат, квадрат в треугольник и т.д.

Упражнение 5. «Хлопки».

Ученики сидят в «кольце». сначала задаётся определённый ритм, который они отбивают ладонями один за другим, по кругу, по ходу часовой стрелки. Задача заключается в чётком удержании ритма.

– хлоп!

По этой команде педагога хлопки должны отбиваться в обратном направлении, против часовой стрелки. Главное – не сбиваться с ритма в этот момент перехода. Команда «Хлоп!» должна застать ученика за мгновение до хлопка, чтобы его соседи, правый и левый успели сориентироваться, – кто из них должен сделать следующий хлопок.

Когда это освоено, упражнение усложняют, – ученики, один за другим отвечают хлопком на хлопок педагога, который постепенно меняет ритм и силу ударов. Характер хлопков ученика должен точно соответствовать заданному педагогом ритму и его постепенному изменению.

– я как будто спрашиваю вас о чём-то, а вы отвечаете мне в том же тоне и с той же силой удара, с какой я задаю вопрос.

– А теперь поспорим! Чем тише я хлопаю, тем громче отвечайте. Чем громче будет мой удар, тем тише должен быть ваш.

Упражнение 6. «Мячики с числами».

Для упражнения понадобиться простой теннисный мячик.

– Кидая мячик, назовите любое число от единицы до девятнадцати. Тот, кому кинули мячик, должен мгновенно откликнуться, назвав число на единицу больше, и снова кинуть мячик, назвав число, следующее по порядку за тем, которым только что откликнулся.

– Семь! – кидает один.

– Восемь! – откликается другой, ловит мячик и кидает снова.

– Пятнадцать!

– Шестнадцать! – откликается третий.

Это не сразу удаётся. Когда два числа произносятся, одно за другим в быстром темпе, третье число так и норовит соскочить с языка – следующим по порядку. Навык рабочей сосредоточенности поможет ученику сбить эту рефлекторную последовательность. Называть число нужно одновременно с броском. Отвечать на число – сразу же, пока мячик летит в воздухе.

Упражнение 7. «Мячики со словами».

Ученики перебрасываются двумя мячиками, белым и чёрным. Оба они летают по кругу, подчиняясь заданным ритмам.

Ученик, кидающий чёрный мячик, называет любое существительное в именительном падеже. Тот, кто ловит мячик, мгновенно добавляет подходящий по смыслу глагол:

– Облако… плывёт!. Костёр… разгорается!.

Это, простое на первый взгляд, упражнение выполняется без труда лишь в сравнительно медленном ритме. Только хорошо оттренированное рабочее рассредоточенное внимание позволит мобилизовать механизмы переключения, и тогда можно будет вести упражнение в более быстром темпе.

Упражнение 8. «Песня».

– Все знают песню «Подмосковные вечера». Споём эту песню хором. По первому хлопку начинайте петь про себя, по второму – снова вслух.

Так проверяется и тренируется способность держать общий ритм своим внутренним слухом. После нескольких повторений упражнение видоизменяется.

– После второго хлопка, когда вы перейдёте на мысленное пение, я стану дирижировать вами, – на кого укажу, то должен петь вслух, пока я не отведу от него руки и не переведу её на другого ученика.

Выделяя таким образом отдельные голоса, требующие проверки, педагог затем начинает варьировать хлопки и дирижирование.

Упражнение 9. «Держи свою мелодию».

Похожее на предыдущее, это упражнение преследует другие цели. Оно тренирует своеобразный иммунитет против общего ритма. Актёр на сцене часто заражается общим ритмом действия, в то время ему было бы нести свой собственный ритм.

– По одному хлопку каждый из вас начинает медленно петь свою песню. Какую – мы пока не знаем, у каждого будет своя. По двум хлопкам – все поют вслух. Будьте внимательны, чтобы ритм песни соседа не мешал нашему, не сбивал вас. Запомните, один хлопок – про себя, два хлопка – вслух. Тренируя сосредоточенное внимание учеников и навыки произвольного переключения, педагог ведёт это упражнение, иногда усложняя его двумя однородными хлопками подряд, по одному или по два удара.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10