Значение театральных занятий в развитии школьников на примере театра-студии «Шанс» Полянской школы-интерната

– Я увидел вечернюю улицу. Освещённые окна, все разноцветные, гаснут одно за другим.

– Я увидел раненного лётчика. Он ползёт по снеговым равнинам. Тяжело дышит. Всё чаще затихает, не может двигаться. Гаснут силы.

– Я увидел девушку. Она ждёт кого-то в парке возле кино. Вокруг люди, радостные возгласы, а она одна. Звонок приглашает к началу сеанса, аллея пустеет. Только девушка. Её глаза. Гаснут надежды.

Метафора в этом упражнении – повод для совершенствования ассоциативного мышления, а тем самым – для развития фантазии. Много разных картин может появиться в воображении от метафорического слова-манка. Такого, например, как «кипит», – бурлящий водопад (кипит вода), уборка урожая на поле (кипит работа), чьё-то горячее выступление (кипит гнев) и т.д.

Упражнение 10. «Оживление картины».

Ученики в полукруге. Один из них сидит лицом к товарищам, рассматривает данную ему репродукцию (открытку, фотографию), затем откладывает её и рассказывает, что изображено на картине.

– Надо «внедрять видение» в сознание товарищей, заражать их своим ведением, а для этого самому надо ясно представить себе те подробности картины, о которых вы говорите.

Когда рассказ окончен, слушатели должны «выстроить» на творческой площадке картину – условными выгородками из стульев и ширм, обозначить расположение предметов, а также заселить картину людьми.

– не изображайте позы людей, а постарайтесь жить их помыслами. Люди изображены на картине в момент статики, остановки движения. Подумайте, в результате каких действий человек пришёл к такой статической позе.

Какая мысль его остановила? Сыграйте – проживите в этих действиях, придите к этой мысли… А какое движение последует дальше, после картины?

Упражнение соединяет тренировку зрительной памяти, внутренних видений, пространственного видения с тренировкой двигательно-мышечных ощущений и является подготовительной к циклу упражнений на кинестетическую память.

Упражнение 11. «Живые вещи».

– В упражнениях, развивающих зрительную память и навыки наблюдательности, мы фантазировали, на что похожи несколько спичек, брошенных на стол, какие картины рождаются в нашем воображении при виде пятен на стене или складок занавеса. Теперь, когда вы уже научились владеть внутренним видением, пофантазируем – на какого животного похож этот стол? Постарайтесь точнее «вписать» стол в естественные формы животного… А почему он неподвижен? Где он? Что вокруг?

– А если бы этот стул был живым? Нет, не зверем и не птицей! Просто – живой стул! Скажите, сколько ему лет?

Какой у него характер? Что он любит и о чём мечтает?

в. Развитие слуховых восприятий и других сенсорных видений

Этот подраздел также включает в себя упражнения на различные элементы сценического действия в разных комбинациях.

Упражнение 1. «Сонар».

Есть такой технический прибор «Сонар» – улавливатель звуков. Вообразим, что включили сонар.

– Тишина, послушаем, какие звуки окружают нашу комнату. Шум улицы за окнами, приглушённый гул разговоров и шагов в коридоре, а наверху, на следующем этаже, еле слышны звуки музыки и притоптывание в танцевальном зале. Всё вместе – общий разнохарактерный шум, слегка доносящийся к нам. Попробуем разделить его на составляющие части. Прислушайтесь к шумам улицы и отключитесь от всех остальных звуков.

– Теперь включите только звуки улицы.

– Теперь только танцевальный зал.

– Только коридор!

Переключайтесь по команде! Улица! Коридор! Улица! Зал! Коридор! Зал!

Упражнение 2. «Телевизор».

Мы занимались в предыдущем упражнении только слуховыми восприятиями. Подключим к нам изображение, превратим наш сонар в звучащий телевизор.

– Слушаем улицу. Топот бегущего человека, голоса вдалеке. Проехала машина, хлопнула какая-то дверь… А что это за человек? Куда бежит? Кто спорит на перекрёстке? Какая машина проехала? В каком направлении? Кто хлопнул дверью? Где, в каком окне воет и трещит радиоприёмник? Кто там возле него накручивает рычажки? Представьте себе, со всей конкретностью деталей, жизнь улицы по доносящимся звукам.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13