Содержание учебно-воспитательной работы по развитию согласованных действий у детей шестого года жизни в строительной игре и на занятиях по конструированию

Приведенные выше приемы оказали заметное влияние на формирование у детей умений согласованно действовать в строительной игре. С совершенствованием мотивов деятельности у детей значительно повысился интерес к выполнению правил совместной стройки.

Второй этап формирующего эксперимента характеризовался так же закреплением опыта совместной деятельности в процессе строительной игры. Тематика игр была разнообразна: сказочный город, жилой квартал, зоопарк, морской порт и.т.д. Наблюдение за играющими детьми показало, что в строительных играх согласование действий шло по линии определения темы игры и необходимой для нее постройки, распределения обязанностей в стройке, использования строительного материала, исполнения намеченного плана, оказания взаимопомощи.

Вместе с тем, как показало наблюдение, дети часто в строительных играх не соизмеряли объем намеченной постройки с количеством участников стройки, иногда не могли договориться, во что играть, что и как строить. Например, иногда детей затруднял процесс договора, они не умели мотивировать свои предложения, с мотивами других детей не соглашались, старались настоять на своем предложении, иногда из-за отклонения их предложений даже выходили из игры.

На третьем этапе формирования согласованных действий воспитывали у детей умение самостоятельно руководствоваться правилами совместной стройки в процессе строительной деятельности.

На занятиях со строительным материалом учили детей мотивировать в обсуждении с товарищами темы и замыслы стройки, предложения в ходе стройки, оценку деятельности товарищей и своей, доводили до сознания детей, что предложение может быть принято, если сумеешь доказать перед товарищами преимущество его. Учили также соизмерять объем задуманной постройки с количеством участников стройки.

Немаловажным считали обучать детей способам делового и личностного общения, позволяющего в корректной форме, не обижая, делать замечания товарищам, а отстаивая свое мнение, не прибегать к резким недоброжелательным суждениям, не проявлять упрямства, принимать советы участников, уступая их желаниям.

Необходимость разъяснения способов согласования действий, мнений возникает уже в период распределения будущей деятельности. Так, прежде чем предложить детям начать выполнение избранного дела, им разъясняли:

· Чтобы договориться, кто что будет делать, надо предложить, что сам бы хотел выполнять, и выслушать то, что предлагают другие ребята. А затем всем вместе решить, чье предложение интереснее.

Или:

· Если кому-то нравится предложение друга, надо его поддержать, выразить свое одобрение, согласие с ним, убедить всех участников в том, что следуя этому предложению, всем будет интересно. Если же не нравится предложение партнера, надо объяснить причину несогласия, не обижая его.

Разъясняли детям необходимость справедливого отношения к замечаниям сверстников, умения принимать эти замечания, признавать возражения, формировали у них способность порой отказаться от своего предложения в пользу мнений сверстников.

Обучали детей умению выражать свое несогласие в корректной форме, разъясняя мотивы, побуждающие к отказу от предложений сверстника, умению убеждать его в несправедливости выдвинутых им претензий или возражений.

Так же формировали у детей заинтересованное отношение к деятельности партнеров, которое бы побуждало их оказывать помощь, давать советы к улучшению качества работы, исправлять допущенные ошибки. Разъясняли возможные действия, выражающие желание оказать помощь, поддержать огорченного сверстника. Одобряли всякие действия детей, направленные на поддержку сверстников, на получение качественного результата, используя положительные оценки в адрес участников общего дела.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10