Реализация совокупности субъектно-ориентированных форм и видов воспитывающей деятельности

Идея целенаправленности выступала как исходное требование к любому виду внеучебной деятельности. Это отражение закона осуществления практической деятельности как реально-достигаемой цели. Педагогическая цель воспитания социальной активности воспитанников выступала как системообразующий фактор, от нее зависело проектирование содержания и способ взаимосвязанной деятельности педагогов и воспитанников.

В работе педагогов ЦЭВД это означало:

- целенаправленное воспитание личности осуществлялось в результате максимальной открытости педагогического процесса, использующего все резервы социально-приближенной среды;

- целенаправленно отбиралось содержание деятельности, дающее возможность целевого накопления опыта в определенной сфере социальной деятельности (ученик, гражданин, труженик, семьянин и др.);

- целенаправленное методическое оснащение методической деятельности как пространства для «выхода» в социум: информационно-познавательное, эмоционально и практико-ориентированное.

- целенаправленная диагностика, анализ проводимых дел и занятий с позиции их значимости для активизации воспитания школьников.

Идея субъектности означала постоянное внимание к тому, что центральной фигурой воспитания личности являлся сам ребенок, который осуществлял его в соответствии с личными интересами, склонностями и способностями, согласованными с требованиями общества.

Реализация этой идеи педагогами ЦЭВД значило:

- обеспечение суверенитета человека в деятельности, цели которой поставлены и осуществляются им самим;

- укрепление личности как множественности форм существования: человек- субъект, деятель, отраженный субъект, «Я»;

- внимательное изучение отношения школьника к личностному самоопределению, систематическая диагностика уровня воспитанности;

- подкрепление адекватной самооценки и оценки личностных возможностей, способностей функционирования в определенном виде практической деятельности, в групповых или индивидуальных видах работы.

Идея конкретности заключалась в изменении вектора направленности образования и воспитания не от знаний к практике, а от опыта, стимулирующего потребность познать больше в этом направлении, осуществить познание «глубь» деятельности. Контекст (термин А.А. Вербицкого) - это реальная социально-психологическая ситуация, в которой находится школьник в момент получения дополнительного образования, внеучебной деятельности и которая предусматривает параметр будущего, а не только прошлого знания и наличного опыта.

Следование этой идее требовало от педагога:

- трактовки любой ситуации жизнедеятельности школьника как педагогического средства для тренировки в способах ориентации и проблеме, которая создается естественным ходом событий;

- моделирование целостного предметного содержания деятельности по возможности часто приближенного к профессиональной, но созданных совместно с воспитанниками и в виде игровых, обучающих, имитационных, досуговых форм;

- вовлечение школьников в полный цикл жизнедеятельности с тем, чтобы самоопределяющийся человек четко осознавал этапы этого цикла, вкючающие анализ ситуации, целеполагание, планирование, реализацию и рефлексию, и мог в дальнейшем самостоятельно без руководства из вне использовать эти практические знания жизни.

Идея импровизированности предполагала уникальное и ценное для деятельности внешкольных объединений состояния поиска и создания без предварительной подготовки чего-то неожиданного, непредвиденного, реализации внезапного творческого импульса - непосредственнного и свободного. Импровизация как «первотворчество» - это попытка извлечь самоопределение в хаосе впечатлений и эмоций, которая обнаруживается в любом виде внеучебной деятельности. Это отход от шаблона, показатель творчества, способность к развитию, к новым комбинациям.

Перейти на страницу: 3 4 5 6 7 8 9