Всеобщее среднее образование в СССР

Советская школа всегда выполняла свои главные функции, но она, к сожалению, не освободилась в те времена от формализма в обучении и воспитании, либерализма в оценке знаний учащихся. Значительная часть выпускников школ не обладали прочными знаниями основ наук, необходимыми учебными и трудовыми умения­ми и навыками. Нередко в школах слабо велась трудовая подготовка и профессиональная ориентация учащихся, особенно на работу в сфере материального производства. На апрельском (1984 г.) Пленуме ЦК КПСС указывалось, что главный труд детей — это учение, прочное овладение знаниями. Без этого невозможно надежно обеспечить участие молодежи в коммунистическом строительстве[55].

На всем протяжении истории советской системы народ­ного образования Советское правительство всегда выносили кардинальные проблемы развития школы на обсуждение учительства и широких масс трудящихся. Исключительно демократический характер носила и работа по подготовке реформы школы. В комиссию Политбюро ЦК КПСС по реформе школы входили наряду с видными деятелями партии и правительства крупные ученые, организаторы народного образования, руководители учебно-воспита­тельных учреждений, рядовые учителя, представители мас­совых организаций трудящихся и творческих союзов. В реформе учтены предложения республиканских и местных партийных органов, министерств, ведомств, научных уч­реждений, учителей и опытных методистов, материалы августовских (1983) учительских конференций, выступ­ления печати, письма трудящихся.

Учитывая, что вопросы реформы затрагивали интересы каждой семьи, всех трудящихся и имели принципиальное значение для дальнейшего подъема экономического могу­щества и духовного потенциала страны, формирования нового человека, Политбюро ЦК КПСС признавало целесо­образным опубликовать проект реформы для всенародного обсуждения. В газетах, журналах, по радио и телевидению были организованы выступления организаторов народного образования, учителей, деятелей науки и культуры, рабо­чих и крестьян, родительской общественности. Состоялись выезды на места руководящих работников просвещения. В Министерстве просвещения СССР были созданы группы по учету, рассмотрению и обобщению предложений граж­дан[56].

Реформа школы опиралась на прочную организацион­ную и материальную базу. Одновременно с подготовкой и всенародным обсуждением проекта реформы по решению комиссии Политбюро ЦК КПСС велась разработка кон­кретных практических мер по реализации положений ре­формы. Была поставлена задача: «Усилить внимание к школе и соответствующим образом настроить руководителей пред­приятий и объединений, строек, колхозов и совхозов. В ор­ганизации трудового обучения школьников базовым пред­приятиям принадлежит решающая роль. Они должны выделять для школ оборудование, рабочие места, квали­фицированные кадры. Разумеется, понадобятся определен­ные материальные и финансовые затраты. Надо, чтобы руководители министерств это хорошо знали и помогали предприятиям. Школа, профтехучилище и техникум долж­ны стать важным цехом базовых предприятий»[57].

Советской Правительство сочло необходимым, что­бы конкретные планы реализации реформы были разра­ботаны и утверждены с учетом местных условий в каждой союзной и автономной республике, крае, области, городе и районе.

В условиях всеобщего обязательного среднего образо­вания численность учащихся вечерних школ постепенно сокращалось, но для работающей молодежи, ранее не получившей среднего образования в массовой школе, не закончившей учебу в средних ПТУ и средних специаль­ных учебных заведениях, вечерняя школа оставалась в 80-е годы по-прежнему основным каналом получения среднего образования. Изменилась структура сети вечер­них школ: сократилось количество малочисленных школ, увеличилось число филиалов и учебно-консультацион­ных пунктов непосредственно на предприятиях и в рабо­чих общежитиях. Основной стала заочная форма обуче­ния, сессионный режим занятий. Издавались спе­циальные учебные пособия, методические и дидактиче­ские материалы, рассчитанные на самообразование[58].

Объективные тенденции развития системы образова­ния в стране — рост средних общеобразовательных школ и ПТУ со средним образованием, обязательность среднего образования молодежи — существенно изменяли социаль­ные цели вечерних и заочных школ. Только за последние двадцать лет число работающей молодежи, не получившей среднего образования, сократилось вдвое. Однако значительная часть молодежи, не имеющей среднего обра­зования, была сосредоточена именно в ведущих хозяйственных сферах — в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве и сфере обслуживания населения[59].

Перейти на страницу: 8 9 10 11 12 13 14 15