Всеобщее среднее образование в СССР

В условиях обязательного среднего образования выявилась настоятельная необходимость усиления роли ве­черних и заочных школ в расширении экстернатной формы завершения общеобразовательной подготовки работаю­щей молодежи. В постановлении ЦК КПСС и Совета Ми­нистров СССР «О дальнейшем совершенствовании общего среднего образования молодежи и улучшении условий работы общеобразовательной школы» (1984) было указано на необходимость расширения экстернатной формы полу­чения среднего образования. Дневные средние школы, при которых был организован экстернат, не всегда могли оказать эффективную методическую помощь экстернам. Часто взрослые люди сдавали экзамены в классах с учащимися детской школы, что психологически не оправ­дано. Между тем потребность завершения среднего обра­зования путем самостоятельной подготовки и последующей сдачи экзаменов в порядке экстерната существовала для определенной части трудящихся. Прежде всего речь идет о тех, кто в силу производственных или семейных причин не мог систематически посещать вечерние или заочные школы, выполнять весь комплекс требований к данным формам обучения. Кроме того, существовала определенная группа лиц, прослушавших курс средней школы, но не сдавших ряд экзаменов, а также прервавших учебу в средних специальных учебных заведениях. Расширение экстернатной формы завершения среднего образования возможно также за счет отдельных учащихся вечерних и заочных школ, обладающих навыками самостоятельной учебной работы и успевающих по всем предметам[60].

На этом заканчивается история становления всеобщего среднего образования с его последующим переходом к общему среднему.

4. Заключение

В работе была рассмотрены советское законодательство о всеобщем среднем образовании, исторические предпосылки, особенности осуществления советской государственной политики в сфере образования при переходе ко всеобщему среднему образованию, системы советского образования с его истоков до конца 80-х годов; противоречивый характера образовательной политики в СССР, связанной с переходом к среднему всеобучу; отмечены отдельные неблагоприятные явления в советской образовательной системе.

Рассмотрены предпосылки и основные направлений реформы и этапы общего и всеобщего среднего образования в СССР, ее взаимосвязь с общим ходом экономических реформ в стране.

Вслед за достигнутыми экономическими показателями, этот процесс нашел свое продолжение в социальной, в образовательной сфере. По сути, именно этот качественно новый рубеж в развитии советского общества обозначил задачу перехода ко всеобщему среднему образованию молодежи. Именно разработка, а затем и реализация этой государственной установки составляло главное содержание образовательной политики на протяжении всего советского периода. Вместе с тем, противоречивый характер образовательной политики и ее осуществления вызывал к жизни все новые и новые попытки реформирования общего и среднего образования.

Поставленная на рубеже 30-40-х годов советским Правительством задача перехода к всеобщему среднему образованию была выполнена в концу 60-х началу 70-х годов.

6. Нормативно – правовые акты

[1] Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 4.

[2] Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 7.

[3] См. материалы XIX съезда КПСС.

[4] В.И. Ленин. Соч., изд. 4. т.6, стр. 365.

[5] Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. 1917-1967. Стр. 54.

[6] Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. Стр. 67.

[7] Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 11.

[8] Малышев М.П. Организация и планирование всеобщего среднего образования. Стр. 13.

[9] В. И. Ленин. Соч., изд. 4, т. 33, стр. 423—424.

[10] Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 59.

[11] Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. 1917-1967. Стр. 18.

[12] Прокофьева М.А. Народное образование в СССР. Стр. 61.

[13] Денисова М.А. Народное образование в СССР. Стр. 21.

[14] Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 17.

[15] Кашина М.П. Народное образование в РСФСР. Стр. 19.

[16] Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 21.

[17] Филиппов Ф.Р. Всеобщее среднее образование в СССР. Стр. 73.

[18] Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 25.

[19] Новиков А.М. Народное образование в Советском Союзе. Стр. 14.

[20] Сайдакова Е.И. Вопросы организации всеобщего обучения. Стр. 27.

Перейти на страницу: 9 10 11 12 13 14 15