Всеобщее среднее образование в СССР

Огромный вклад в развитие системы просвещения на данном этапе внес лично В. И. Ленин, под руководством которого разработаны все основополагающие директивы партии и правительства по народному образованию. По инициативе В. И. Ленина актуальные проблемы просвеще­ния регулярно рассматривались на съездах партии и съездах Советов, Пленумах ЦК РКП (б) и сессиях ВЦИК, в Политбюро Центрального Комитета и Совете Народных Комиссаров. По вопросам просвещения В. И. Ленин подписал десятки постановлений Советского правитель­ства. Он участвовал и выступал с речами на съездах учителей, политпросветработников и организаторов народ­ного просвещения. До последних дней своей жизни В. И. Ленин проявлял самый пристальный интерес к прак­тической жизни и работе органов народного образования, особенно Наркомпроса, его организационно-педагогиче­ской и методической деятельности, советовал привлекать к работе в школах и научных учреждениях старых специа­листов. Он лично руководил перестройкой аппарата Нар­компроса, совершенствованием его структуры, разработ­кой Положения об этом органе управления.

Советская школа на пути своего развития ко всеобщему среднему образованию прошла ряд этапов. На первом этапе — в 20-е — начале 30-х гг. шел процесс станов­ления и упрочения общеобразовательной школы, которая в основном решала задачи осуществления всеобщего начального образования детей и молодежи, ликвидации неграмотности и малограмотности взрослого населения[5].

На первом этапе развития советской школы шла боль­шая работа по определению ее структуры и содержания общего образования, по разработке учебных планов, программ и учебных пособий, поиск более совершенных методов обучения и воспитания. Отсутствие необходимого опыта, слабость педагогической науки, которая сама пере­живала стадию становления, влияние различных буржуаз­ных теорий, в том числе «свободного воспитания» и отми­рания школы, осложняли эту работу. Немалый вред школе нанесли педологические теории.

В июне 1918 г. было разработано Положение СНК РСФСР «Об организации дела народного образования в Российской Социалистической Советской Республике», подписанное В. И. Лениным.

Состояние народного образования в дореволюционной России было кратко, но исчерпывающе охарактеризовано в постановлении Центрального Исполнительного Коми­тета Союза ССР от 20 октября 1927 г., посвященном итогам культурного строительства СССР за десять лет. В наследство нашей стране от царя, помещиков и буржуазии, сказано в этом постановлении, осталась поч­ти поголовная неграмотность населения, особенно в де­ревне. Дело народного просвещения сверху донизу было монополией имущих классов. Царская империя представ­ляла собой огромную тюрьму народов. Беспощадная русификация считалась одним из основных методов цар­ского управления. Порабощенные великодержавным гне­том народы этой империи лишены были какой бы то ни было возможности культурного развития. Национально­стям воспрещалось развитие даже начальной школы на их родном языке. В особенно тяжелом положении нахо­дились культурно отсталые национальности, державшие­ся царизмом в состоянии полнейшей темноты и невеже­ства, что позволяло с исключительной жестокостью эксплуатировать и порабощать их[6].

В первые же годы революционного строительства Советское правительство поставили одной из первоочередных задач введение в стране всеобщего обя­зательного обучения.

В программе ВКП (б), принятой на VIII съезде пар­тии 18—23 марта 1919 г., была поставлена задача прове­дения в стране бесплатного и обязательного общего образова­ния для всех детей обоего пола до 17 лет. «Положение о единой трудовой школе РСФСР», утвержденное ВЦИК 16 октября 1918 г., предусматривало введение обязатель­ного и бесплатного обучения для всех детей школьного возраста в школах 1-й и 2-й ступени, проведение учета детей школьного возраста от 6 до 17 лет, организацию питания для учащихся, снабжение их обувью, одеждой и учебными пособиями. Для переростков намечалась орга­низация особых занятий при школах.

В первые годы советской власти, несмотря на не­обычайно тяжелое положение страны, созданное войной и интервенцией, энтузиазм населения, преодо­левая все препятствия, способствовал развитию культур­ного строительства и в первую очередь всеобщего обуче­ния детей. Стремительно развертывалась школьная сеть, особенно в сельской местности, увеличивались контин­гента учащихся. Если в 1914/15 учебном году на терри­тории царской России было 105524 начальных, неполных средних и средних школ с 7 896 тыс. учащихся, то в 1920/21 учебном году в Советской России школ было уже 118398, с 9781 тыс. учащихся в них[7].

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7