Всеобщее среднее образование в СССР

Переход к новой экономической политике и связанный с этим пересмотр принципов финансирования просвети­тельных учреждений, передача школ на местный, еще слабый бюджет, вызвали сокращение сети школ и контингентов учащихся. Но уже в 1922 г., в условиях новой экономической политики, начался медленный, но верный хозяйственный подъем страны. Быстро восстанавлива­лось крестьянское хозяйство. Увеличилось количество работавших фабрик и заводов. Успешно были ликвиди­рованы последствия постигшего голода[8].

Это дало возможность Х съезду Советов, состоявше­муся 27 декабря 1922 г., обязать как центральные, так и местные органы советской власти принять все меры к тому, чтобы дальнейшее сокращение школьной сети и детских учреждений было решительно приостановлено.

Почти одновременно с решением Х съезда Советов, 2 января 1923 г., В. И. Ленин пишет свои исторические «Странички из дневника». Он предлагл передвинуть весь государственный бюджет в сторону удовлетворения в первую очередь потребностей первона­чального народного образования[9].

В РСФСР в 20-е — начале 30-х гг. наряду с четырех­летней начальной, семилетней и девятилетней школами работали школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), где учащиеся получали общеобразовательные знания примерно в объеме семилетки. С 1923 г. в сельской местности на базе начальной школы стали создаваться трехлетние школы крестьянской молодежи (ШКМ), а в 1925 г. возникли фабрично-заводские семилетки (ФЗС). Роль средних учебных заведений выполняли также рабо­чие факультативы (рабфаки) и техникумы.

Большой вклад в развитие школы, в повышение уровня учебно-воспитательного процесса вносили Ленинский ком­сомол, его школьные ячейки, пионерские организации и органы ученического самоуправления. Школьные вопросы систематически обсуждались на съездах и конференциях комсомола.

Быстрыми темпами росло образование во всех союзных и автономных республиках, чему способствовало создание алфавитов на базе русского языка для ряда малых наро­дов, введение обучения на родном языке, развитие сети национальных школ и педагогических учебных заведений[10]. В первой и второй Программах КПСС, в «Декларации прав народов России», в ряде других законодательных актов Советского государства обращалось особое внима­ние на обеспечение прав всех народов на их культурное развитие. На подъем народного образования в союзных и автономных республиках оказало сильное воздействие создание в 1922 г. Союза Советских Социалистических Республик.

Подготовка и переподготовка педагогических кадров, повышение их политической и научной, психолого-педаго­гической и методической квалификации осуществлялись в педагогических учебных заведениях — техникумах (учи­лищах), институтах, педагогических факультетах универ­ситетов, педагогических станциях, школах передового опыта и других учреждениях.

Однако в 20-е гг. единая система народного образо­вания еще не сложилась. Имела место многотипность школ, что обусловливалось историческим прошлым, эко­номическими и культурными особенностями союзных и автономных республик. В стране отсутствовали единые типы школ, единые учебные планы и программы, не было единства в планировании и организации учебных заня­тий. Даже продолжительность учебного года была раз­личной: на Украине она некоторое время составляла 181 день, в Белоруссии — 158, а в Киргизии — лишь 143 дня[11]. Только в 1930 г. второе Всесоюзное партийное совещание по народному образованию высказалось за создание еди­ной системы народного образования. Рекомендации этого совещания были реализованы в постановлениях партии и правительства о школе, принятых в последующие годы.

Главным научно-исследовательским центром советской педагогики и школы являлся НИИ методов школьной работы Наркомпроса РСФСР, а научно-педагогической, учебной и курсовой базой — Академия коммунистического воспитания им. Н. К. Крупской. Важную роль играли и Высшие педагогические курсы при 2-м Московском госу­дарственном университете. В состав научно-методических учреждений Наркомпроса РСФСР входили первая опыт­ная станция по народному образованию в Калужской губернии, вторая (Шатурская) — в Московской губернии и третья (Гагинская) — в Рязанской губернии, а также несколько десятков опытно-показательных учебно-вос­питательных учреждений в РСФСР, Украинской, Бело­русской и других республиках.

Фундамент советской педаго­гики и образования закладывали такие деятели государства, как Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, М. Н. Покровский, А. С. Бубнов. Важный вклад в педагогико-образовательную науку внесли П. П. Блонский, С. Т. Шацкий, А. П. Пинкевич, А. С. Макаренко, А. Г. Калашников, М. М. Пистрак и дру­гие.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8