Упражнения для обучения выразительному чтению по методике М.А.Рыбниковой

Следующая сторона чтения, над которой необходимо рабо­тать,—это понятие части, абзаца и в связи с этим внимание к пе­реходам: от громкого чтения—к более тихому, от медленного—

к более быстрому, от поднятого голоса — к голосу спущенному. Здесь же мы неизбежно используем более сознательно и смену окрасок: от гнева—к печали, от тоски—к радости и т. д.

Эта задача выполняется и V классом, но более бессознательно, скажем, в форме многоголосого чтения. Так, пушкинское «У лу­коморья» начинается (первые шесть строк) и кончается (послед­ние четыре строки) одним голосом,— хор произносит акцентируе­мые строки:

— Там

чудеса.

—• .Там Русью пахнет!

А все остальные дачи подаются отдельными голосами.

Там леший бродит (один голос);

Русалка на ветвях сидит (второй голос)} Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей (третий голос) . И т. д.

Эта система чтения создает большее музыкальное богатство, подчеркивает части целого и позволяет подать каждую часть но­выми голосовыми средствами._

Заставьте отдельного ученика прочитать это стихотворение до многоголосого чтения и после такого чтения. Второе исполнение под влиянием симфонического звучания текста в классе станет и у отдельного ученика более выразительным.

То же даст и чтение по ролям. Оно выделяет речь героя (ска­жем, в басне) и заставляет подчеркнуть специфику этой речи: гру­бость Волка, робость и заискивающий тон Ягненка, льстивые нот­ки в монологе Лисы и т. д. Для V—VI классов эта форма работы необходима. Она именно служит целям выделения частей и учит давать каждой части свою окраску. Для V—VI классов подобное чтение (увлекательное для детей)— это прежде всего полезное речевое упражнение.

Поскольку говорится о выделении частей при чтении текста, то работа связана с планированием. И здесь имеется в виду тщательное планирование небольшого отрывка, над которым соби­раемся работать. -

Возьмем отрывок из «Тараса Бульбы». Читаем и составляем

план.

Бульба скоро захрапел.

Одна бедная мать не спала.

Она

была жалка, как всякая женщина того удалого века.

Все обратилось в ней в одно материнское чувство.

Где границы этих частей, т. е. места больших пауз? В чем со­держание каждой части, какова окраска каждого из этих абзацев? Спокойное начало (сон Бульбы); взволнованное чтение, начиная со слов «одна бедная мать не спала». Эти повторения: «Она при-

никла к изголовью, она расчесывала гребнем их кудри, она гляде­ла на них». И высшая точка в выражении ее чувства: «Сыны мои, сыны мои милые!» Затем Гоголь переходит к спокойному рассуж­дению о положении женщины в Запорожье. Эта часть читается чуть быстрее, более низким голосом, тоном исторического коммен­тария. И потом снова, после этого перехода, возвращение к живописи чувств. «Ее сыновей, ее милых сыновей берут от нее»— это читается снова медленнее, с большим количеством логических ак­центировок, с выделением деталей, с лирическим подъемом.

Этот краткий анализ показывает, что. искусство чтения обуслов­лено вниманием к теме и к подтеме, вниманием к тем абзацам» из которых слагается целое. Соседство этих подтем-абзацев долж­но быть использовано чтецом для противопоставлений (спокойный сон отца и бессонная ночь матери), должно быть подчеркнуто пау­зами, переходами голоса. «Чуден Днепр при тихой погоде»—чтение торжественное и мед­ленное, с четкой подачей обстоятельств («когда вольно и плавно|| |!мчит сквозь леса и горы»), с выделением каждого речевого зве­на («полные воды свои»). Чтение этого трудного текста основы­вается на предварительном Чтении сложных предложений, входя­щих в его состав. И первые два абзаца (день и ночь при тихой погоде) идут на величавом и плавном ритме темы. Последний аб­зац—«Когда же пойдут горами по небу синие тучи»—эта заклю­чительная часть читается быстрее, с более подчеркнутыми пере­ходами голоса и с более резкими логическими ударениями: «стра­шен тогда Днепр!»

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5