Упражнения для обучения выразительному чтению по методике М.А.Рыбниковой

Чтение такого отрывка, как «Чуден Днепр», требует и членения всего текста на три части (плана), требует членения сложного предложения на логические его доли, на речевые звенья, требует понимания пауз и логических ударений в каждом звене, требует повышения голоса перед запятыми и понижения его к точке. Это чтение потребует умения дать чувство восторга, охватывающего Гоголя при воспоминании о волшебной красоте его родной приро­ды. Такое чтение учитывает изобилие гипербол в тексте «Днепра», восклицательные знаки в обращениях, самую эту форму обраще­ния. Одним словом, задача чрезвычайно трудная. И решит ее удов­летворительно только тот учитель, который вел своих учеников постепенно к пониманию всех этих сторон чтения на более про­стых примерах, и в V и в начале VI класса.

В VII классе необходимо повторять и закреплять приобретен­ные, но не окрепшие еще навыки в области выразительного чтения. В сущности говоря, если класс уже владеет азбукой художествен­ного чтения, то можно провести урок по стихам или прозе, разби­рая его тематику, выясняя отношение писателя к изобра­жаемому, уточняя план произведения и закрепляя все это голо­сом, т. е. работая над анализом и выразительным чтением одно­временно.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5