Вовлечение семьи в профилактику злоупотребления психоактивными веществами

Антинаркотические профилактические мероприятия проводятся среди несовершеннолетних в различных контекстах: на школьных уроках, в массовых акциях на стадионе, в телевизионных марафонах, рекламных изданиях, публикациях широкой печати и в виде листовок и буклетов, а также на встречах с волонтерами движения "равный — равному" и т.п. Однако эффективность подобного воздействия ограничивается тем, что его объектом часто выступают неоднородные по своим установкам и восприимчивости коллективы подростков. Специалисты, работающие с молодежью, указывают на необходимость дифференцировать профилактическое воздействие, сочетая при этом массовый охват с индивидуальным подходом. Очевидно, что это возможно только в условиях весьма тесного взаимодействия превентологов со своими подопечными. Понятно также, что наиболее успешными проводниками идеи здорового и гармоничного развития детей, предупреждающего их обращение к психоактивным веществам (ПАВ), могут и должны быть их родители. Однако, как показывают исследования, не каждая семья в современных условиях по разным причинам готова участвовать в подобной работе.

Наши исследования выявили, что алкоголизация и наркотизация несовершеннолетних носит вначале симптоматический характер, не является результатом рационального решения или продуктом негативного воздействия отдельного изолированного фактора среды или личности. Как правило, подросток с трудом или стереотипно объясняет причины первой пробы или экспериментов, не осознает истинных мотивов своих действий. Эти наблюдения подсказали нам, что необходимо обратиться к изучению процессов социализации подростка и проследить роль его ближайшего окружения в формировании предпосылок к употреблению различных ПАВ.

На наш взгляд, пора обратить внимание не столько на группы риска, сколько на нормальные семьи, из которых состоит преобладающее большинство населения. В социологии и психологии, в педагогике и наркологии накоплен значительный опыт вооружения семьи арсеналом адекватных мер предупреждения злоупотребления ПАВ и противодействия ему. Немаловажным является и то обстоятельство, что родители учащихся подростков, во-первых, — организованный контингент, а во-вторых, обладают высокой степенью мотивации к участию в профилактике подростковых девиаций.

Однако участие современной российской семьи в антинаркотической профилактике носит проблемный характер. Можно отметить ряд негативных моментов, которые ослабляют усилия семьи в этом направлении или даже создают объективные предпосылки к алкоголизации или наркотизации несовершеннолетних. И дело даже не в дурных примерах злоупотребления. Речь идет о бездействии или действиях неадекватных, порой ошибочных. Чем старше ребенок, тем беспомощнее чувствуют себя родители. Они не верят в свою способность эффективно воздействовать на ребенка, найти убедительные аргументы в пользу отказа от одурманивания табаком, алкоголем или наркотиками, кроме одного — сохранение здоровья. Наш опрос несовершеннолетних показал, что и подростки считают поучения родителей уместными лишь для детского периода, а для старших возрастов, по их мнению, самым важным средством в профилактике зависимости от ПАВ является заинтересованное участие взрослых, диалог между родителями и детьми на равных.

К сожалению, не всегда родители успевают изменяться вместе с подростком, перестраивать свои отношения с ним, свою родительскую воспитательную стратегию. Взрослые практикуют по большей части контроль за учебой и кругом общения, а также стремятся обеспечить его максимальную занятость в соответствии с собственными представлениями о том, что "пригодится в будущем". До IX класса "благополучным" семьям удается передать своих детей в свободное время под ответственность тренеров, музыкантов, художников и т.д. А дальше они усиливают давление на детей в направлении их профессионального самоопределения и связанного с будущей работой (учебой) успеха. В свободное время значительная часть старшеклассников обречена продолжать учебу: посещать кружки иностранных языков, подготовительные курсы в институт и заниматься в классах, сотрудничающих с вузами по определенной программе. Примерно в половине случаев родителям не удается достичь своих целей. Те из "благополучных", кто не выдерживает такой нагрузки, уже на этом этапе отдаляются от семьи и проходят социализацию в кругу сверстников при ослабленном влиянии родителей.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6