Вовлечение семьи в профилактику злоупотребления психоактивными веществами

Итак, в настоящее время учителя на родительском собрании не могут оказать должной поддержки семье, не укрепляют взаимоотношения между родителями и детьми. Более того, они подталкивают родителей к такому стилю общения, который в дальнейшем может послужить предпосылкой обращения подростка к ПАВ. Это, конечно, не значит, что задачи, связанные с разработкой программ укрепления семейных взаимоотношений как основы антинаркотической профилактики, развития системы обучения эффективной коммуникации взрослых с детьми и детей со взрослыми, а также обеспечения российских семей системой поддержки в трудных ситуациях должны решаться без педагогов. Из приведенных данных можно сделать вывод, что помощь семье целесообразно поручать командам, состоящим из разных специалистов (психологов, педиатров, детских психологов-наркологов, педагогов, превентологов, социальных работников и др.), потому что у каждого из них имеются свои достоинства, недостатки и границы применения своих знаний.

Обратимся к отечественному опыту работы с семьей как участником профилактики употребления ПАВ подростками. Концепция профилактики, представленная в документах и методических пособиях, выпускаемых преимущественно под эгидой либо непосредственно при участии Министерства образования и науки РФ, предусматривает разнообразные способы работы с молодежью — от информационных буклетов до подготовки волонтеров из числа подростков для информирования своих ровесников по принципу "равный — равному". В предлагаемых программах действий часто присутствует блок — информирование специалистов, работающих с молодежью. Учителям, психологам и воспитателям сообщают более подробную информацию о видах наркотических средств, их воздействии на организм, вредных последствиях систематического употребления, о выявлении потребителей наркотиков и обнаружении аксессуаров, связанных с наркотической субкультурой (шприцы, жгуты, растворители и т.п.).

Поскольку мероприятия сверх школьной программы должны согласовываться с родителями, школа проводит соответствующие занятия для родителей — преимущественно в форме родительских собраний. На них, как правило, звучит информация о случаях наркотизации в шкоте или микрорайоне, часто приводится статистика по стране. Администрация отчитывается перед родителями о проводимой антинаркотической работе. В лучшем случае родители получают ту же самую информацию, что и специалисты, работающие с молодежью. В худшем — их пугают и, напоминая о родительском долге, просят "побеседовать" со своим ребенком на тему наркомании [7; 8]. Такое просвещение родителей и специалистов не дает ответа на важные вопросы: что делать лично слушателю и как разговаривать с ребенком на эту тему?

В весьма емком обзоре отечественных профилактических программ и анализе их характерных ошибок В.А.Родионов отмечает, что вовлечение родителей в профилактическую деятельность продиктовано обычно желанием авторов усилить эффективность работы с подростками. В обширном обзоре не названа ни одна программа работы с родителями, хотя среди критериев эффективности профилактических программ В.А.Родионов указывает "развитие социальной среды: включение модулей для родителей, учителей, воспитателей, соответствующих тематике подростковых программ, чтобы инициировать внутрисемейное обсуждение и выработку четкой внутрисемейной политики ." [9, с. 42]. На этом обсуждение проблем, связанных с привлечением семьи к участию в антинаркотической профилактике, заканчивается. В профилактические программы для детей иногда встраивается семейный блок, но семья никогда не рассматривается как полноправный участник; в лучшем случае она — лишь объект информации, в худшем — повышенной ответственности.

Характерно, что существующее региональное законодательство закрепляет это положение. Например, в законе Московской области "О профилактике наркомании и токсикомании на территории Московской области" (2004) семьи несовершеннолетних упоминаются только в разделе, посвященном социальной защите населения; при этом речь идет о семьях, находящихся в социально опасном положении. Собственно профилактикой (пропагандой здорового образа жизни, выявлением и учетом потребителей, организацией занятости и культурного досуга молодежи и т.д.) должны заниматься все ведомства социального блока. В более позднем законе "О профилактике наркомании и незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ в городе Москве" (2006) сказано, что родители должны осуществлять "антинаркотическое обучение и воспитание в семье", при этом они обязаны "принимать меры, исключающие незаконное потребление несовершеннолетними наркотических средств, психотропных веществ" и "принимать меры для осуществления в установленном порядке медицинского освидетельствования и лечения несовершеннолетних, больных наркоманией". Однако законом не предусмотрено никакой помощи и поддержки родителям в этих вопросах.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7