Вовлечение семьи в профилактику злоупотребления психоактивными веществами

В сборнике программ Минобрнауки России "Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетних в общеобразовательной среде" (2003) выделена глава "Программы профилактической работы с семьями несовершеннолетних". Она включает три авторские разработки, которые ранее уже были опубликованы, и есть опыт их внедрения. В первой (авторы Т.Б. Гречаная, Л. Макдональд, В.В. Барцалкина и др.) изложены результаты адаптации американской программы "Семья и школа вместе" к российским условиям и предварительные итоги апробации. Целью программы является содействие тому, чтобы ребенок был успешен в основных сферах своей социализации — в школе, дома и вне дома. Одна из задач программы — усиление сплоченности семьи как защитного фактора в профилактике химических зависимостей. Программа может использоваться для профилактической работы как со всеми школьниками, так и с детьми группы риска. Она рассчитана на работу с целым классом начальной школы в форме семейных занятий один раз в неделю.

Одно из восьми занятий посвящено специальной теме — профилактике злоупотребления ПАВ. Оно включает короткую презентацию специалиста и дальнейшее обсуждение темы, структурированное с помощью вопросов. В помощь родителям раздаются материалы и адреса консультаций и лечебных центров. В детскую часть занятия рекомендуется включать упражнения на повышение самооценки. Семьям предлагалось посмотреть слайды комиксов по проблеме. На этом занятии стимулировалось активное участие детей и взрослых в дискуссии, что позволяло снять запрет с обсуждаемой темы и помогало родителям открыто говорить с детьми о вредных последствиях употребления ПАВ, о возможностях устроить веселый праздник без алкоголя, о необходимости обращаться к специалистам при возникновении проблем в семье и т.д.

В программе согласились участвовать 17 семей из первых классов, закончили программу 11 семей. По отзывам родителей, в семьях произошли существенные изменения во взаимоотношениях, в поведении детей. Некоторые родители впервые узнали, что их дети испытывают чувства злости, обиды, вины. Каждой семье программа помогла лучше понять близкого человека, научила радоваться успехам другого, помогла найти друзей.

Вторая авторская программа — "Обучение жизненно важным навыкам в школе. Программа профилактики злоупотребления ПАВ (работа с родителями)" (авторы Н.П. Майорова, Е.Е. Чепурных, С.М. Шурухт, О.Б. Семина). Авторы отмечают, что в работе с родителями учителю необходимо быть готовым к преодолению специфических сложностей:

1) по сравнению с детьми взрослая аудитория, как правило, гораздо более закомплексована и инертна, а значит, труднее поддается воздействию;

2) родительская аудитория считает себя достаточно просвещенной и компетентной, чтобы принимать чужие советы относительно воспитания собственного ребенка, тем более что советы носят обобщенный характер и не учитывают специфических особенностей семей и родительской позиции в них.

План занятий с родителями включает пять тем, изложение учителем каждой из них сопровождается выполнением четырех заданий, обсуждением домашнего задания и завершается рефлексией. Темы занятий ориентированы на развитие родительской поддержки маленького ученика: как помочь ребенку стать увереннее, научиться заботиться о других, делать вместе общие дела, принимать решения и отвечать за сделанный выбор.

Третья программа — "Формирование здорового жизненного стиля. Программа психологической работы с родителями" (авторы Н.Л. Сирота, В.М. Ялтонский, О.В. Зыков и др.). Ее цель — дать родителям знания и навыки, способствующие эффективному, социально-поддерживающему и развивающему поведению в семье и во взаимодействии с детьми. В цикле семинаров восемь занятий. Родители получают знания о психологических особенностях ребенка, о семейных отношениях, осознают собственные ресурсы, анализируют свою семейную ситуацию. Часть из них обращается за помощью к специалистам для решения специфических проблем, а некоторые соглашаются пройти дополнительное обучение ("лидеры-родители"), чтобы осуществлять консультирование и поддержку других семей (16 ч семинара-тренинга).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7